Главная
Информация о нас
Есть мнение
Публикации
Спроси у аналитика
Библиотека
Психологические тесты
Психика и болезни тела
Пси в интернете
Книжные магазины




О месте электронной почты в психотерапии.

До технологической революции наши предки переписывались. Если посмотреть на переписку с точки зрения прикладного психоанализа, то она дает много материала тем, кто задает себе вопрос о месте электронной почты (Internet) в психоанализе. Какую роль играет психотерапевт для человека в письме? Можно предполагать следующее: автор письма дает аналитику услышать разные влечения и фантазии, аналитик входит в мир представлений человека, осознает такое важное понятие как контрперенос и замечает, как разыгрываются разные влечения, благодаря этому он может начать разработку этих влечений и фантазий (письма содержат богатый материал для этих целей, в том числе и электронные).

Психотерапия по e-mail это письменная работа, не зря есть такая французская поговорка: "слова улетают, а то, что написано, остается"; два человека берут на себя огромный нарциссический риск оставить свидетельство своей встречи! Аналитическая встреча записана на жестком диске, и даже если можно без особого труда стереть ее адрес и таким образом создать иллюзию ее уничтожения, всегда существует возможность ее восстановить! Вот и паранойя!

Психоаналитики работают с голосом своих пациентов: с одной стороны, - слова, словесные представления, а с другой - молчание. Изменение тембра голоса, бессловесное волнение на кушетке, весь этот материал играет огромную роль для появления интерпретации у психоаналитика, интерпретация рождается в промежутке между словесным и бессловесным представлением; а в психотерапии по e-mail что-то теряется.
В нормальных обстоятельствах аналитик опирается на то, что считает реальностью, а в психотерапии по e-mail в некоторой степени похож на параноика, который интерпретирует по-своему! Ведь психотерапевт теряет свои телесные опоры (здесь следует подчеркнуть риск параноидного бреда, но он так же возможен в каждом анализе).

От вопроса о реальности, о ее статусе никак нельзя отклониться, ведь автор письма, когда он излагает свои мысли и чувства, ждет от психотерапевта ответа, похожего на истину, но истина принадлежит только религии; вот и первый тупик.

Психоаналитическая нозография определяет психические заболевания в связи с реальностью, невротик не отрицает реальность, он лишь ничего о ней не хочет знать, а пациент, больной психозом, не только ее отрицает, но желает чем-то ее заменить, "...в чем разница между реальностью научного открытия, которое меняет предыдущую установленную реальность, и той реальностью, которая возникает благодаря параноидной интуиции на почве кажущейся реальности? Где проходит решающая граница между новой правильной теорией и новой ложной теорией?".

Существует еще один вопрос, который хотелось бы осветить, это вопрос о прекращении анализа. При психотерапии по e-mail регламент "сессий" оговаривается так же, как и при очных сессиях (время общения в on-line, количество писем, стоимость, завершение работы... т.д.), но произойти может все что угодно, автор запроса может просто исчезнуть, перестав писать. Здесь в большей мере, чем при очных встречах, играет роль способность психотерапевта удерживать пациента в работе и умение читать между строк, к сожалению этому нигде не учат и методик не существует, на сегодняшний день все развивается на личном опыте проб и ошибок.

И несмотря на все эти заметки, я беру на себя риск писать человеку обратившемуся за консультацией. Я ни в коем случае не претендую на полноту реальности, и тем более на истину. Реальность не имеет в себе никакого следа субъективности, но как писать другому субъекту, не вкладывая свои личные влечения и фантазии? Честно говоря, я не умею!

А с другой стороны, я занимаю место педагога, который должен чему-то научить или что-то разъяснить автору письма.
Но как же быть с психотерапией по e-mail?
E-mail является письменной работой, автор письма думает о том, что он пишет, - этот факт не защищает против вторжения бессознательного, но все-таки в этом упражнении защиты появляются чаще. Автор желает удивить, соблазнить психотерапевта своим видением мира или поведением. Перенос возникает сравнительно быстро в психотерапии по e-mail, но с ним появляется следующий вопрос: что надо с ним делать? надо или нет его подчеркивать? В анализе психические движения, которые проявляются во время сессии, подвергаются толкованию, но все это принадлежит динамике психоаналитических встреч. По e-mail нельзя так поступить по той простой причине, что мы недостаточно знакомы с историей автора письма. Но часто можно в этих письмах следить за разными движениями влечений, замечать, как разыгрывается перенос и, как эхо, - контрперенос со своими слепыми зонами.

Я хочу добавить, что эта работа меня очень интересует, даже если она отнимает у меня много времени. Во время сессии вы все время начеку, по e-mail у вас есть время, вы можете перечитать письмо, погрузиться в ваши личные ассоциации, все повернуть в другую сторону.

Но, несмотря на это, позиция психотерапевта - сумасшедшая, он пробует, с одной стороны, применять педагогический подход, а с другой стороны, оставаться аналитиком. (аналитик пробует передать что-то из теории анализа, в ответы вкладываются не только сознательное, но также и бессознательное! Вот почему психотерапия по e-mail является настоящей психоаналитической встречей, со всеми человеческими эмоциями.