Главная
Информация о нас
Есть мнение
Публикации
Спроси у аналитика
Библиотека
Психологические тесты
Психика и болезни тела
Пси в интернете
Книжные магазины




ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ.

Этот термин ввели в научный обиход в 1990 г. американские психологи Питер Саловей и Джон Майер для обозначения таких специфических свойств человеческой психики, как умение разбираться в собственных чувствах, понимать настроение людей (что обычно называют эмпатией), а также умение регулировать собственные эмоции.

А пятью годами позже под тем же названием вышла в свет нашумевшая книга д-ра Дэниела Гоулмена, психолога из Гарварда, в которой тот довольно убедительно доказывает, что жизненный успех индивида определяется не столько пресловутым коэффициентом умственного развития (КИ), сколько теми особенностями его разума, которые принято было называть характером до тех пор, пока сей расплывчатый термин не сделался решительно старомодным.

На первый взгляд, в этой мысли нет ничего нового и оригинального... Однако Гоулмен не ограничился абстрактными рассуждениями, но выработал целую систему практических приложений своей идеи, показав, какими критериями должны руководствоваться компании при наборе персонала, как родители должны воспитывать детей, а школы -- обучать их, каким образом создается гармоничное супружество и т.д. и т.п. Сам автор крайне осторожно относится к измерению эмоций "градуированной линейкой", зато его последователи разработали множество тестов для определения т.н. коэффициента эмоционального развития (КЭ), хотя в книге Гоулмена этот термин вообще отсутствует. Не станем придираться! Ведь общепринятый КИ тоже неизвестно что измеряет -- то ли (выражаясь языком компьютерщиков) аппаратное обеспечение человеческого мозга, то ли программное, а возможно, и быстродействие, и объем оперативной памяти или базы данных.

Согласно новейшим исследованиям, доля КИ в жизненном и деловом успехе человека составляет примерно 20% -- остальное же зависит преимущественно от КЭ и элементарного везения! Коэффициенты умственного и эмоционального развития -- вовсе не антагонисты: некоторых людей природа благословила высокими значениями обоих, y других перевешивает та или иная половина человеческой натуры. <...>

Хотя то, что называется характером, индивид получает от матушки-природы, однако нервные пути мозга продолжают развиваться примерно до середины человеческой жизни -- а это означает, что эмоциональные недостатки вполне возможно подкорректировать.

Ключи к выживанию.

Примитивные эмоции были некогда прямым руководством к действию: например, страх выбрасывал в кровь адреналин. Эмоциональной жизнью человека заведует т.н. лимбическая система мозга, на которую миллионы лет назад наложилась новая кора, подарившая нам память, способность к обучению и планированию действий. Чем больше связей между корой и лимбической системой, тем искусней индивид регулирует свои эмоциональные реакции! <...>

"Без эмоций мы просто не можем нормально функционировать" -- утверждает нейрофизиолог Антонио Дамасио, принимавший участие в описанном исследовании. Дело в том, что любая проблема, с которой мы сталкиваемся в жизни, имеет множество решений, и если бы человек анализировал их путем элементарного перебора, то никогда бы не смог действовать, как говорят компьютерщики, в режиме реального времени. К счастью, наш мозг приписывает каждому из вариантов т.н. эмоциональный вес, что резко ограничивает область выбора наиболее сильными положительными эмоциями. Совершив ошибку, мы обычно испытываем довольно неприятные чувства... и тем самым учимся на собственном горьком опыте! Однако те индивиды, y которых нарушена связь между корой и лимбической системой, неспособны правильно оценить реакцию окружающих на свой ошибочный выбор: совершая антиобщественные поступки, они не чувствуют ни сожаления, ни раскаяния, ни вины -- и потому повторяют их снова и снова. <...>

Вы мне крайне эмпатичны.

Нигде так явственно не проявляется эмоциональный интеллект, как в искусстве общения: доброжелательность, тактичность, умение быстро оценить ситуацию и нужным образом реагировать на нее -- все это требует весьма изощренной эмпатии. Это один из факторов выживания, врожденное свойство (младенцы начинают проявлять его в трехмесячном возрасте, беспокойно реагируя на плач другого ребенка). Развитое чувство эмпатии блокирует жестокость, и нет ничего удивительного в том, что садисты и психопаты, как показали психологические эксперименты, начисто ее лишены. <...>

По IQ встречают по КЭ продвигают.

Когда Гоулмен попросил директора исследовательского центра Bell Labs при всемирно известной компании AT&T назвать своих лучших сотрудников, в их числе оказались отнюдь не обладатели сверхвысокого КИ (коих там предостаточно), а обычные талантливые инженеры, получающие наибольшее количество электронных посланий! Ларчик открывается совсем просто: приятные в общении, надежные в сотрудничестве, популярные в собственном коллективе и за его пределами, они всегда могут рассчитывать на поддержку и помощь коллег при рабочих затруднениях, чего совершенно нельзя сказать о гениальных, но увы, социально неадекватных волках-одиночках.

В США существует специальный Центр по изучению творческого руководства, сотрудники которого, проанализировав нашумевшие истории взлетов и падений многочисленных "калифов на час", пришли к выводу, что причиной такого краха являются не столько деловые просчеты, сколько "роковые психологические ошибки". Таковых исследователи насчитали девять, и вот самые распространенные из них: плохие отношения с сотрудниками, авторитарность, чрезмерная амбициозность, конфликт с вышестоящим начальством.

"Мне нравится сама мысль о том, что людей можно научить более глубокому пониманию собственной эмоциональной жизни и помочь им в достижении их целей, -- говорит основоположник концепции эмоционального интеллекта Питер Саловей. -- Но что мне совсем не нравится, так это воспитание конформности! Боюсь, любая кампания по повышению самоконтроля y детей закончится тем, что их станут натаскивать на "единственно верную" эмоциональную реакцию применительно к данной ситуации -- смех на празднике, плач на похоронах и так далее".

Мы можем научить детей выражать гнев словами, а не насилием, -- вторит ему профессор психиатрии Альвин Пуссен. -- Но будет ли это подлинным эмоциональным интеллектом, коли заодно мы отучим их бросать вызов сильнейшему?"