Главная
Информация о нас
Есть мнение
Публикации
Спроси у аналитика
Библиотека
Психологические тесты
Психика и болезни тела
Пси в интернете
Книжные магазины




Трудности и специфика консультирования по e-mail.

Длительное время работы психотерапевтом в сети Интернет дает богатый материал для изучения оказания помощи по e-mail и особенностей работы. Литературы о работе в Интернете, а тем более о ее осбенностях, нет, по этому в основном работа посвящена анализу и поискам способов взаимодействия с респондентом, разбору проблем, обратившихся за консультацией, классификации этих проблем.
Психотерапия в Интернете, как и другие профессии, связано с оказанием помощи человеку, испытывающему негативные переживания, оказавшемуся в критической ситуации. Особенностью является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на помогающем, он ее осознанно принимает.
Есть и другие люди таких, профессий - это врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т.д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).
Специфика оказания психологической помощи в Интернете дает дополнительные ограничения, которые усиливают эмоциональное напряжение психотерапевта:
- невозможность подготовиться к письму: оно может прийти в любой момент с любой проблемой, психотерапевт должен быть в состоянии готовности постоянно;
-сложно полностью контролировать контакт: респондент может в любой момент прекрать связь в online, больше не написать или не обратиться;
- невозможность "выбора" клиентов как, в очной психотерапии;
- незащищенность психотерапевта от оскорблений, розыгрышей, сексуальных манипуляций, угроз и т.д.;
- если психотерапевт работает один (без супервизора, один канал), достаточно сложно получить поддержку, консультацию в затруднительной для него ситуации.

Что делает психотерапевт когда получает письмо? Если попытаться обобщить известные варианты понимания того, что, собственно, происходит при взаимодействии психотерапевта и клиента, то можно выделить 3 принципиально отличающиеся друг от друга функции психотерапевта и соответствующие им стратегии работы:
1. Бифрендинг (оказание поддержки) - я друг, который рядом;
2. Консультант (консультирование) - я обладаю информацией и готов объяснить Вам то, что Вас волнует;
3. Психотерапевт (психотерапия) - я могу помочь Вам измениться, если Вы этого хотите.

1. Бифрендинг (оказание поддержки).
Это похоже на внутренний диалог, вынесенный вовне; психотерапевт выполняет роль честного доброжелательного зеркала. Цель работы - взаимопонимание, открытость между собеседниками, особая атмосфера доверия, способствующая диалогу двух уважающих и принимающих друг друга людей, возникновение очищающей исповеди. Довольно редкое явление в обычной жизни, которое предполагает полную погруженность в собеседника, максимальную искренность и честность.
Поддержку можно рассматривать как стратегию работы психотерапевта в сети Интернет вообще или как начальную стадию взаимодействия, стадию установления контакта. В обоих случаях, несмотря на преобладание эмоционального, спонтанного, доверительного над анализом ситуации, поиском выхода из нее, на психотерапевта накладываются определенные ограничения:
- отсутствие выбора собеседника (в реальной жизни мы устанавливаем дружеский контакт с теми людьми, с которыми хотим, а не со всеми подряд). В ситуации Интернета психотерапевт должен быть естественным, спонтанным и положительно расположенным ко всем клиентам. В этом есть некоторое противоречие.
- психотерапевт не может перебивать, высказывать без надобности свое мнение, оценочные суждения, Критиковать и поучать клиента; это тоже несколько обедняет спонтанность и подлинность психотерапевта как участника контакта;
- Другие ограничения: говорить на "языке" клиента, быть максимально понятным, придерживаться последовательности рассказа клиента и не предлагать свою наводящими и уточняющими вопросами и т.д.
Все эти ограничения задают такой стиль общения, который способствует идеализации психотерапевта: те, кто работает в Интернете могли почувствовать это.
Психологическая трудность - психотерапевт в сети Интернет, должен быть спонтанным и одновременно принимающим и понимающим с каждым обратившимся, что в общем-то далеко не всегда удается совместить.

2. Бесспорно, оказание поддержки очень важная часть помощи - атмосфера понимания, принятия и поддержки помогает клиенту почувствовать себя более уверенным, значимым, дает возможность спокойно оценить свои и чужие поступки, избавиться от чувства заброшенности и изоляции, которое отнимает силы и делает проблемы субъективно неразрешимыми.
Ситуация помощи в Интернете может сложиться так, что клиенту недостаточно сердечного участия и понимания, а необходима конкретная информация по тому или иному поводу. При консультировании повышается ответственность психотерапевта, его позиция становится более отстраненной и общение не совсем на равных.
Здесь есть одно существенное отличие от роли консультанта вообще: консультант, например юрист, на заданный вопрос выдает перечень рекомендаций, которые по своему содержанию зависят только от объективно сложившейся ситуации, не учитывая при этом личностные особенности или эмоциональное состояние спрашивающего. Двум совершенно разным людям, оказавшимся в одинаковой ситуации, например, по поводу раздела квартиры, он выдает совершенно одинаковые рекомендации. На нем лежит ответственность только за информацию, но уж никак не за то, как ей воспользуется или не воспользуется клиент.
Психотерапевт учитывает состояние клиента, его характерологические особенности, степень доверия к консультанту, субъективное видение ситуации клиентом, личностные ресурсы клиента, значимость информации и беседы вообще и возможные последствия данных инструкций.
Работая в режиме оказания помощи, психотерапевт осознает, что сама по себе консультация, в общем-то, не самое главное, гораздо важнее - насколько она поможет клиенту прояснить ситуацию, принять решение и т.д., то есть то изменение, которое эта информация вызовет у клиента.
При консультировании повышается ответственность психотерапевта по сравнению с бифрендингом. В классическом варианте бифрендинга вопрос "Что же мне с этим делать? " в буквальном смысле возвращается клиенту: "Как вы думаете сейчас поступить?" Психологические трудности (противоречия) при консультировании в Интернете для психотерапевта:
- переживание своей некомпетентности, если он не обладает достаточной информацией: -
осознание собственной субъективности, которая накладывает отпечаток на информационную часть беседы.
- психотерапевт преувеличивает свою ответственность, что мешает ему переключиться на другого клиента.

3. При консультировании в Интернете возможна ситуация, когда психотерапевт может изменить осознание клиентом своей ситуации, помочь изменить поведение.
Применение некоторых приемов психотерапии возможно, если психотерапевт имеет опыт такой работы. Выбор школы, методов, методик зависит от его предпочтений и умений. Важно только помнить об отсутствии очного контакта и контроля за реальным поведением клиента.
Сложности для психотерапевта при этом подходе:
- переживание собственной некомпетентности, если он чувствует какое-то препятствие в продвижении в понимании ситуации клиентом или его сопротивление и не умеет что-то сделать с этим;
- самоограничение психотерапевта по глубине и степени воздействия, который вынужден учитывать характер помощи.
Особые случаи, которые являются источником стресса для психотерапевта - это обращения клиентов по поводу утраты, потери, суицидальные звонки (около 10% всей выборки). Имеется в виду субъективная значимость потери: наиболее ценные люди, вещи, события, которые становятся частью "я", без которых клиент не может жить в прямом смысле как без чего-то само собой разумеющегося. Теряя это, клиент теряет часть своего личностного вклада в утраченный предмет (нервы, время, деньги, эмоции). Суицидальное обращение - клиент высказывает решение покончить счеты с жизнью или раздумывает об этом.
Сложность этих обращений для психотерапевта заключается в следующем:
- они связаны с сильными эмоциями и актуальными страданиями клиента. Избавиться от них можно, только пережив, перестрадав их. Процесс переживания страданий, как правило, растянут во времени, и психотерапевт оказывается вовлеченным в этот процесс, он вынужден понимать, принимать и сочувствовать страданиям клиента.
- обсуждение темы потери или суицида инициирует собственные переживания психотерапевта (вряд ли можно найти человека, который для себя решил проблему собственной смерти).