Главная
Информация о нас
Есть мнение
Публикации
Спроси у аналитика
Библиотека
Психологические тесты
Психика и болезни тела
Пси в интернете
Книжные магазины




Измененные состояния сознания.

Отрывок из книги Е.К.Файдыш "Измененные состояния сознания".

... Что бы проиллюстрировать, как нужно работать с символами, можно остановится на архетипической символике мифов и художественной прозы, являющихся прямым отражением образов глубинного бессознательного переживания измененных состояний сознания .
Уже в глубокой древности в индийской литературе была разработана детальная теория скрытых, неосознаваемых воздействий. Она носила название дхвани-расса. Согласно теории традиционной индийской поэтики, художественное настроение создается не благодаря явным осознаваемым образом, а скрытыми, неосознаваемыми ассоциациями. При этом выделялось три типа "дхвани" ( скрытого смысла ):
1. Простая мысль;
2. Представление о семантической;
3. Внушение определенного поэтического настроения ( " раса " ) ;
Высшим поэтическим видом "дхвани" считался последний тип, который обеспечивал наиболее глубокое эмоциональное переживание .
Первоначально выделялось 8 таких архитипических настроений ( "рас" ).Затем к ним было добавлено еще два. При этом считалось, что наиболее глубокое переживание обеспечивается при последовательном восприятии всех 10 "рас" в следующем порядке :
1. Эротика, любовь.
2. Смех.
3. Сострадание.
4. Гнев, ярость.
5. Мужество.
6. Страх.
7. Отвращение.
8. Изумление, откровение.
9. Спокойствие, ведущее к отречению от мира.
10. Родственная нежность, близость.
Таким образом, подчеркивалась не только важность скрытности художественного мотива, но и выделялись базовые архетипы эмоциональных переживаний, обеспечивающих максимальную глубину переживания. При этом была детально разработана звуковая и смысловая методика, активирующая каждую из "рас".

Первый - рациональный - уровень психики включает обыденные, повседневные поведенческие механизмы, связанные с поддержанием биологического и социального гомеостаза, с реализацией шаблонного, стереотипного поведения.

Второй уровень личности связан с интуитивной , художественной деятельностью

Отсюда - необходимость в языке символов, аналогий намеков, широко используемых в искустве.

Такое представление о двухплановой организации психики позволяет понять многие особенности структуры художественного произведения, процесса его восприятия. Наличие двух уровней, двух планов человеческой психики делает необходимым два лана в художественном произведении. Первый, ориентированный на рациональное, логически структурированное сознание, имеющий стройный сюжет, понятную мотивировку, обладающий занимательностью. И второй, скрытый, образованный неявными ассоцциациями, намеками, кажущийся нелогичным, непонятным, но тем не менее и формирующий художественноепереживание, отличиющий бездарную подделку от высокохудожественного произведения.
Восприятие внешней сюжетной линии, адресованной логически структурированным уровням сознания, определяется направленностью внимания. В то же время скрытые образы, сюжетные линии, будучи недоступны рациональным уровням психики, будут восприняты только в том случае, если внимание будет направлено на связанный с ними внешний сюжет, выступающий как своеобразный носитель. Пройдя сквозь механизмы перцепции, скрытые, не осознаваемые компоненты текста поступают к логическим , интуитивным и структурированным уровням психики, коотрые и определяют глубину эмоционального переживания.
Рассмотрим теперь какими качествами должны обладать внешняя и внутренняя компоненты текста для наиболее эффективного воздействия на психику человека. Для этого сначала остановимся на основных мотивах, определяющих заинтересованность рационального и интуитивного планов в поступающей информации. Как уже говорилось, рациональный план связан с целенаправленным поведение, ориентирован на поддержание соиалльного и психофизиологического гомеостаза. Соответственно его заинтересованность определяется реализацией наиболее актуальных для человека целей, разрешением тревожащих его проблем. Наличие такой проблематики в сочетании с занимательной, обладающей новизной формой обеспечивает заинтересованностть, концентрацию внимания. Характерным примером такой вызывающей интерес проблемы может служить сюжет, в котором успешно решаются неразрешимые проблемы. Идентифицируясь с одним из героев произведения, читатель в символической форме решает свои проблемыя, выходит из тупиковой ситуации. Подобные присутствуют как в мифах и сказаках, так и во многих современных произведениях. Достаточно вспомнить "Золушку", "Гадкого Утенка", "Конька-Горбунка","Графа Монтекристо" .
К наиболее распространенным сюжетным стереотипам отностяся, в первую очередь, ориентированные на утверждение собственного величия, могущества . Это или идентифика с культурным героем, благородным разбойником, освободителем. Или же унижение, сбрасывание с пьедесталов великих личностей, подчеркивание их недостатков. На этом фоне обыватель по контрасту выглядит уже не таким ничтожным. Аналогичным образом работает и литература, изобилующая описанием различных подлецов, злодеев, негодяев. Это так же по контрасту повышает собственную самооценку .
Очень популярны, особенно в простонародной среде, сюжеты апелирующие к доброте, сострадании. Это описание злоключений, страданий хорошего, вызывающего жалость и сочуствие героя, обычно с хорошим конццом. В этом случае читатель "разрешает" своим собственные проблемы, идентифицируясь с героем, а с другой стороны, получает возможность проявить свою доброту.
Еще одна, особенно бурно в наше время распространяющаяся сюжетная направленность связана с реализацией, разрядкой заблокированных, запрещенных желаний. Это и агрессивность, различные садо-мазохистские направления, необузданная жестокость, жажда власти, тирании. Сюда же относятся и всевозможные извращения сексуальности. Тут так же происходит идентификация с одним из героев произведения и реализации запрещенных, но тем не менее существующих и активных планов психики, имеющих, как правило, животный, ассоциальный характер.
Следует отметить, что наиболее глубокие и сильные переживания, вызванные обращением к интуитивным планам психики, носят трнсперсональный характер. Это и ощущение космического единства, "океаническое чувство", идентичность с другими об'ектами, чуство непрерывности, преемственности во времени, иллюзорности, парадоксальности обыденного бытия.
Борхес выделяет четыре "вечных" архитипических темы, в том или ином виде повторяющихся в литературе с глубокой древности. Это история о штурме и обороне укрепленного города, о возвращении, о поиске и о самоубийстве бога. С течением времени менялась их форма, социальная принадлежность героев, конец из удачного может становится неудачным, но набор тем не менее остается неизменным.
Согласно Греймасу, каждое взаимодействие и отражающий его текст могут быть представлены как спектакль. Каждый деятель ( актант ) которого на подсознательном уровне может мифологизироваться, т.е. приобрести соответствующую ценностную архитипическую окраску. В таком спектакле выделяется шесть основных категорий подсознательного мышления: суб'ект, об'ект, податель, получатель, помошник, противник. Соответственно на мифологическом, архитипическом уровне мышления реализуется одна из двух конструкций:
податель-об'ект-получатель
помошник-суб'ект-противник.
На это языке элементами легенды о поисках святого Грааля будут:
суб'ект - рыцарь
об'ет - чаша святого Грааля
податель - Бог
получатель - человек .
Им же было указано, что данные структурные связи актантов составляют основу набора ценностных ориентиорв и в современном обществе
Как уже говорилось, внешний сюжет должен затрагивать актуапльные ценностные категории, обладать новизнойи в то же время не очень сильно отклоняться от представлений "что имеет место быть, а чего быть не может". А самое главное - максимально приковывать внимание, вызывать сильную концентрацию. Именно концентрация, фиксация внимания на тексте обеспечивает эффективное введение скрытого сюжетного плана.
Для этого используется огромное количество приемов. Так, например, y Шекспира в "Гамлете" внимание постоянно приковывается неожиданными непродолжительными поворотами сюжета, противоречивостью сюжета и фабулы.
Это и "громоотводы бессмысленности", и действие в действии, и подмена сюжетной фабулы.
При формировании определенного настроения многими писателями используется многократное повторение одной побочной ассоциативной связи. При этом запуск таких связей осуществляется и по смысловввым, и по звуковым, и по цветвым ассоциациям сразу.